Органами власти субъектов РФ, Министерством просвещения Российской Федерации уделяется большое внимание вопросам обеспечения безопасности в образовательных организациях. В период с 6 по 11 сентября 2024 года Министерством просвещения Российской Федерации был опубликован целый ряд методических рекомендаций по профилактике конфликтов, профилактике правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних.
Обеспечение безопасности всех участников образовательного процесса требует совместной согласованной работы правоохранительных органов, силовых структур, органов власти, служб психолого-педагогического сопровождения, педагогических и руководящих работников образовательных организаций, родительских комитетов, всех заинтересованных организаций и структур общества.
Руководствуясь актуальными нормативными документами и методическими рекомендациями для педагогических и руководящих работников образовательных организаций были разработаны материалы, направленные на профилактику буллинга (травли) в образовательной среде, нацеленные на формирование психологической культуры всех участников образовательных отношений: - для педагогических работников
«Планирование и проведение мероприятий, направленных на профилактику буллинга в образовательной среде»; - для классных руководителей
«Компетенции классных руководителей и педагогов школ в вопросах профилактики суицидального поведения учащихся. Профилактика детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; - для руководящих работников (административного штата школы)
«Вопросы безопасности и защищённости образовательных организаций в специфике новых нормативных документов».
В условиях осуществления недружественными иностранными государствами информационной войны, фальсификации исторических фактов, распространения ложных представлений о России вопросы профилактики деструктивного поведения обучающихся общеобразовательных организаций остаются актуальными.
Реализация комплекса мероприятий, направленных на профилактику деструктивного поведения обучающихся, предполагает тесное сотрудничество научного, педагогического и методических сообществ, всех заинтересованных организаций и структур общества.
В целях содействия развитию компетенций педагогических и руководящих работников общеобразовательных организаций в вопросах профилактики деструктивного поведения обучающихся был разработан курс на базе лекций экспертов-практиков и новых методических рекомендаций:
«Компетенции классных руководителей и педагогических работников школ в вопросах профилактики деструктивного поведения обучающихся».
Вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, девиантного (общественно опасного) поведения детей и подростков, к сожалению, на сегодняшний день остаются актуальными.
Согласно сложившейся судебной практике именно школа несет ответственность за причинение вреда ученику, если в момент инцидента он находился под ее надзором. Обвинительные приговоры в отношении директоров общеобразовательных организаций по статье 293 Уголовного кодекса Российской Федерации стали уже не редкостью.
Именно директор школы, как ответственное и заинтересованное лицо, должен своевременно организовать обучение и работу классных руководителей, учителей-предметников, всех педагогических работников по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, делегировать значимую часть функций и ответственности в данном вопросе.
В целях содействия реализации «Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года» на базе лекций ведущих профессоров юриспруденции, экспертов, методистов, специалистов-практиков подготовлены методические материалы «Классное руководство как основа организации работы с родителями по профилактике детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на базе научно-методических материалов 2023» и «Нормативные документы и организация работы в школе по профилактике детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на базе научно-методических материалов 2023» для повышения квалификации классных руководителей, педагогических работников общеобразовательных организаций.